Ночь на Купала 7 июля, в представлении предков всегда связывали с большими грозами, природными стихиями и различным чудесами.
Сбор трав, по всем традициям начинался в день Аграфены-купальницы (6 июля по новому стилю), в народе более известный, как Аграфена – злые коренья. Девушки и молодые женщины отправлялись на поиски лечебных и магических трав. Пока собирали, пели купальские песни, что придавало сил зельям. Уносили траву и цветы целыми снопами: Иван-да-Марья, золототысячник, росичка, купальник, зверобой, чистотел, богородицины слезки, заячья цибулька, мокрица, а также аир, тростник, колосья ржи. А утром следующего дня несли все в церковь для освящения.
А 7 июля – праздник, соединивший христианские и языческие традиции и два Ивана – Иоанн Креститель, через купание крестивший Иисуса Христа и Купала бог язычников, которому поклонялись перед началом жатвы.
Кроме того, считалось, что купальская ночь необыкновенная: можно слышать язык зверей, увидеть, как расцветает чудодейственный папоротник (перунов огнецвет)опказывается разрыв трава, т цаетет так коротко, что и три молитвы не успеешь прочесть, и как некоторые растения обретают магическую силу.
Именно в эту ночь, по поверьям, нечистая сила обретает особую мощь и злую силу, чтобы стеречь папоротник и другие зелья и травы, которые впервые расцветают ночью.
Говорили, что папоротник расцветает ровно в полночь, загорается странным голубым огнем, но спустя миг осыпается на землю.
Кто успеет вырвать этот цветок, тому закопанные сокровища открываются сами, и тот получит силу и знания.
Обычно, цвет папоротника срывает себе только нечистая сила, потому что хочет владеть богатствами, тайными знаниями и могуществом. Именно поэтому так строго стерегут этот дивный цветок.
Только если тот, кто ищет цвет папоротника, снимет с себя крестик, и не будет креститься, даже невольно, только тогда нечистая сила примет его за своего, и позволит сорвать этот цвет.
В таком случае, он исчезнет вместе с нечистой силой, потому что Божественная Сила в это время и накануне Ивана Купала уничтожает на земле нечистую силу.
На самом деле цвет папоротника имеет такой вид.
За лекарственными травами, в этот период, женщины ходят вместе.
И стараются собрать побольше полезных растений и цветов:
- разрыв трава
- ключ-трава»- разновидность папоротника
- плакун-трава — дербенник иволистный.
На листьях дербенника есть большие водяные прожилки, которые выделяют избыток воды при повышенной влажности. По преданию, плакун-трава выросла на месте слез Богородицы, которая сильно плакала, когда распяли Христа.
- скакун-трава
- любисток или люби-меня
- фиалка трехцветная или «Иван да Марья»,с этой травой связана легенда о брате и сестре — Марьяне и Купале.
Они были с детства разлучены. Морена, которая способна была насылать мрак, забвение, похитила маленькую Марьяну, и вырастила ее как сироту.
Поэтому в ночь на Ивана Купала сжигают чучело Морены, изображая месть честных людей ведьмам и колдунам.
Однажды, когда Марьяна выросла, на дороге она встретила красивого и молодого парня Ивана. Они влюбились друг в друга и поженились, и когда узнали, что приходятся друг другу братом и сестрой, то захотели покончить с собой.
И за их тяжкий грех ничто их не принимало для смерти:
Трава «Иван да Марья» напоминает людям о их роде, вере и обычаях, которых они должны придерживаться.
Эта трава таит в себе лекарственные свойства, которые способны выводить человека из заблуждения, задумчивости, скуки, чрезмерной плаксивости, особенно детей, от плохого настроения.
- зверобой продырявленный
- полынь горькая предохраняет от несчастья, злых духов.
Именно полынью украшали жильё и хозяйственные постройки на Ивана Купала, даже носили при себе как оберег от русалок;
- чернобыль бросают в Иванов огонь и просят, чего хотят, — исполнится
Полынью обычным или чернобылем перепоясывались во время жатвы, чтобы предотвратить боли в пояснице.
Его использовали в прогнозировании — выживет больной или нет. Для этого больного купали в отваре чернобыльника и ждали три дня;
- полынь — «бог деревце», сорванный на Ивана Купала и посвященный в церкви, применяли для подкуривания;
- крапиву на Ивана Купала вешали на воротах, дверях, втыкали в щели хлевов как оберег от ведьм и нечистой силы;
- лопух предохраняет от болезней, несчастья и злых духов;
- стародуб альпийский (Laserpitium alpinum) — «змиевона», тонкий змеевидный корень которой убегает, когда его копают. Поэтому у растения кладут кусок хлеба, чтобы можно было выкопать корень;
- тимьян, сорванный до восхода солнца на Ивана Купала и посвящен в церкви, способен приносить счастье, его носили в ладанках, использовали для подкуривания во время религиозных праздников.
Магические травы — «разрыв трава», «ключ-трава», «плакун-трава», «скакун-трава» растёт в особых местах, ход к ним могли найти только знахари.
Колдовство имело самую тесную связь с народной медициной.
Сбор лекарственных растений определялся не только календарным расписанием, но и погодными условиями. Наилучшее время сбора травы показывают пчелы, и брать растения нужно там, где их много.
Внешний вид этих перечисленных трав напоминает их свойства. Например, «разрыв трава» будто разрывает землю, «плакун-трава» выделяет капли воды будто плачет, «скакун-трава» может двигаться по земле, не даваться в руки.
Возможно свойства от нечистой силы проявляются у этих трав накануне Ивана Купала, когда начинают греметь грозы, когда Божественная Сила уничтожает нечистую силу, а в остальное время эти свойства не заметны или даже отсутствуют.
Кроме трав, полезных, знахари обращали внимание на отдельные травы, которые своим ростом проявляли силу нечистого. Таким было зелье погремок, которое росло на пустой или лысой земле, на которой ничто кроме него не росло.
Да и сам погремок не во всякие годы рос или рос в очень малом количестве.
Если в какой-то год его росло довольно много, то знали, что скоро на эту местность придет беда. Поэтому народная мудрость учила: «Как зародит погремок, будет мира конец».
По народному обычаю «травы брать надо до 12 часов, позже нельзя, потому что тень ушла. Если видна тень человека, то зелье становится не в помощи ».
«Собирать травы нужно до обеда. К обеду все лучше делать, потому что день прибывает ».
Поэтому зелье собирают в первой половине дня Ивана Купала между утренней и обеденной церковными службами. Можно нарвать зелье до восхода солнца и принести его на службу в церковь, чтобы сразу окрестить.
Некоторые экземпляры зелья заготавливают при свете луны, потому что тогда они вроде приобретают особую целебную силу. Их также надо принести в церковь, чтобы окрестить.
Зачастую, на Ивана Купала редко бывает тихая лунная ночь.
Существовал еще целый ряд оговорок, своеобразных правил.
Широко известно было, например, поверье, что не каждый может собирать лекарственные травы, а только тот, кто умеет их различать, знает, какое зелье нужно давать неженатым, а какое женатым, которое мужчинам, а какое женщинам, потому что есть «женский, а есть мужское «зелья.
Мужское зелье не цветет, а женское с цветками.
А некоторые травы и вовсе должен был рвать только сам больной.
Считалось, что собирать лекарственные травы могут только старые женщины и девочки-подростки, то есть «чистые», а молодые женщины — нет.
По верованиям, общим для всех славян и других европейских народов, вода на Ивана Купала приобретает особенно целебные свойства. Вода была символом духовного и физического перерождения. Росу считали влагой Небес, ею умывались, пили и качались в траве.
Считалось что Бог с помощью Божественного Огня — молнии выгоняет нечистую силу из рек, озер и прудов. После чего в них можно спокойно купаться и не бояться ничего плохого.
А сама вода приобретает чрезвычайные свойств — она способна смывать не только грязь, но и очистить человека от болезни и влияния на нее нечистой силы. Поэтому в ней искали исцеления буквально от всех недугов.
Для этого с водой проводили такие очищающие обряды — купание, омовение, умывания, качания по росе и другие.
Влюбленные купались парами, семейные люди также — парами, а девушки, которые еще не имели пары пускали по воде венки своей судьбы.
Во многих местностях, больным, особенно на кожные болезни, советовали в этот день до восхода солнца искупаться в реке или облиться родниковой водой.
Его связывают с суровыми климатическими условиями, с одной стороны, и той ролью, которую играли бани в жизни крестьян северных районов России. Крестьяне, чтобы быть здоровыми, парились на Купала в бане, а в веники втыкали подбел. Больных относили в баню на крапиве и парили целебными травами.
Целебные свойства приписывали и собранной до восхода солнца на Ивана Купала росе. Она добавляла красоты лицу, когда ею умыться, лечила болезни глаз, вызванных воздействием нечистой силы — бельмо, трахома, резкое снижение остроты зрения, от высыпаний на лице и угрей.
Собирали росу с помощью нового или чистого белого полотна льна или конопли. Желательно, чтобы полотно было сделано в той местности, где берется роса.
Также существует несколько другой способ сохранения купальской росы, когда ее переваривали на огне, заженном посвященной ивой.
Мужчины на Ивана Купала катались по росе, чтобы быть сильными.
Когда в ночь на Ивана Купала шел сильный дождь с громом, молнией возможно даже с градом, то собирали дождевую воду и град, которые имели аналогичные свойства с росой.
Этой водой обмывались. Полученную из града воду применяли для лечения глаз, давали пить детям при коклюше.
Большое значение в народном обряде на Ивана Купала оказывали огня и дыма. Купальский костер использовали как средство исцеления от всяких недугов и волшебства.
Через него прыгали парами, чтобы испытать силу любви, им окуривали больных.
Костры чаще всего закладывали недалеко от ржаных полей, на холмах или берегах. Костры были высокими, хворост собирали юноши и девушки. Искру для такого костра искали трением, и называли его живым огнем. Вокруг костра водили хороводы, пели песни и веселились, прыгали через костер. Чем выше прыгнешь, тем здоровее и удачливее будешь. А если прыгали парой, то для крепкой любви или скорой свадьбы.
Девушки плели венки и пускали по реке, так предсказывали судьбу или искали любовь
Дикие травы и цветы заплетались к празднику Иван Купала в девичий венок, чтобы проплыть в ночи по реке и предсказать судьбу. Базилик и барвинок, герань и папоротник, роза и ежевика, ветки дуба и березы. В венок собирали не менее двенадцати трав и цветов. Случайных растений у знающих девушек не было. Да и сам венок — это и символ круга, совершенства, и кольца — непрерывный союз.
Предки верили в силу трав, огня и воды. Они с уважением относились к подсказкам природы, умели ценить и принимать блага земли. Времена проходят, а традиции остаются.
Берегите здоровье, любовь и благополучие в доме!
Дикие травы и цветы заплетались к празднику Иван Купала в девичий венок, чтобы проплыть в ночи по реке и предсказать судьбу. Базилик и барвинок, герань и папоротник, роза и ежевика, ветки дуба и березы. В венок собирали не менее двенадцати трав и цветов. Случайных растений у знающих девушек не было. Да и сам венок — это и символ круга, совершенства, и кольца — непрерывный союз.
Предки верили в силу трав, огня и воды. Они с уважением относились к подсказкам природы, умели ценить и принимать блага земли. Времена проходят, а традиции остаю